Страничка логопеда

Равочкина Людмила Александровна
Учитель-логопед
Равочкина Людмила Александровна

В нашем дошкольном учреждении функционирует логопункт.

С детьми занимается  учитель-логопед высшей квалификационной категории: Равочкина Людмила Александровна.

ГРАФИК РАБОТЫ:

  • ПОНЕДЕЛЬНИК 08:30 – 12:30
  • ВТОРНИК 08:30 – 12:30
  • СРЕДА 14:30 – 18:30
  • ЧЕТВЕРГ 08:30 – 12:30
  • ПЯТНИЦА 08:30 – 12:30

Коррекционно – образовательная работа проводится в соответствии с Законом об образовании РФ 29.12.2012 года № 273-ФЗ. Логопедическая работа направлена на раннее выявление, своевременное предупреждение и коррекцию речевых нарушений.

На логопедические занятия зачисляются воспитанники в возрасте 5 лет, имеющие следующие отклонения в развитии речи: 

  • фонетическое недоразвитие;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие;
  • общее недоразвитие речи разных уровней; 
  • заикание.

Зачисление на логопедические занятия осуществляется на основе заявления от родителя (законного представителя) воспитанника и заключения ППк ДОУ созданного на базе образовательного учреждения.  Дети со сложной речевой патологией направляются для обследования в территориальную ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию).

Коррекционная помощь в первую очередь оказывается воспитанникам подготовительных групп с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному включению в процесс систематического школьного обучения, а также воспитанникам старших групп с тяжёлыми  речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, заикание, ринолалия, дизартрия). 

Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и по группам.

Основной формой коррекционно-развивающей работы являются занятия: индивидуальные, подвижными микрогруппами и подгрупповые. Состав микрогруппы может меняться в зависимости от динамики формирования речевых умений, а также в связи с отсутствием детей в дошкольном учреждении. Длительность индивидуальных логопедических занятий составляет 10-15 минут, занятий в микрогруппе – 15-20 минут; подгрупповые 25-30 минут. Коррекционную помощь ребенок получает 2-3 раза в неделю. Периодичность занятий зависит от структуры речевого дефекта, этапа коррекционного обучения, а так же от психофизических особенностей ребенка.

Результат логопедических занятий это - достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего речевым возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей.

Привлечение внимания дошкольника к недавно появившемуся в его речи звуку способствует правильному воспроизведению звука в слогах, словах, в предложениях в более короткие сроки. Родителям рекомендуется создать максимально положительный настрой на дальнейшую логопедическую работу.

Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный логопедом материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении: во время игр, прогулок и экскурсий, то есть в повседневной жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?", а не "Он играет?".
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите "Что это?". Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту историю Вам или кому-нибудь еще.
  7. Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит "мяч", последовательно научите говорить "Большой мяч", "Танин мяч", "круглый мяч" и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он "сам заговорит".

Вопрос родителей: Почему ребёнок может не говорить?

Ответ логопеда:

  1. Развитие артикуляционных навыков влияют на развитие речи ребёнка.

Долгое использование поильников, сосок, питьё соков и компотов через трубочку, влияет на развитие артикуляторного аппарата ребёнка.

Развитие мелкой моторики (массаж ручек, пальчиков, игры с мелкими предметами – под присмотром взрослых).

  1. Отсутствие потребности в речи. Такое может произойти в двух противоположных ситуациях:
  • Во-первых, когда с малышом почти не разговаривают, и он много времени проводит перед телевизором или любым гаджетом – общаться в таком случае просто не с кем;
  • Во-вторых, когда родители стремятся всё сказать за ребёнка, предугадать его желания по жестам и звукам – и тогда ему просто незачем вступать в общение, его понимают и так.
  1. Возможно ребёнок часто болеет (соматически ослаблен);
  2. Происходят какие либо перемены в жизни ребёнка (переезд – не только из города в город, но и из одной квартиры в другую, развод, ссоры родителей при ребёнке);
  3. Если ребёнку приходится освоить два языка сразу (билингвисты);
  4. Если у ребёнка ЗРР.  Но, такое заключение может поставить только невролог.  

Вопрос:  Что такое запуск речи? В каком случае требуется ребёнку запуск речи?

Ответ: Запуск речи – это стимуляция речи ребёнка. Мы мотивируем и стимулируем ребёнка на произнесение звуков, слов, фраз. Требуется запуск речи, если у ребёнка нет ни каких отягощающих медицинских проблем, но ребёнок не спешит говорить.

Вопрос: Что мы можем использовать в домашних условиях?

Для запуска речи пригодится язык «жестов». В какой ситуации он пригодится? Если ребёнок много «звучит», сопровождая игру отдельными звуками, иногда даже слогами, но при  этом отказывается повторять за взрослым те же самые слоги и звуки.   Чтобы преодолеть речевой барьер ребёнка, как раз стоит использовать в общении с ребёнком подражательные  звуковые игры с использованием жестов.  

Специалисты расходятся во мнении, с каких звуков нужно начинать работу по запуску речи, гласных или согласных. На мой взгляд, работа по вызыванию гласных звуков   должна начинаться ещё далеко в раннем возрасте.  (ААА, УУУ, ОООО). Но если этого не произошло, по каким то причинам, то всё - таки вызывать звуки необходимо параллельно, как согласные, так и гласные, потому что слог без гласных звуков представить сложно.

У детей наглядно – образное мышление, восприятие. И этим стоит воспользоваться. Мы вызываем звуки с опорой на жест. Для этого необходимо выбрать любую интересную – мотивационную игру для ребёнка и, неоднократно следует её повторять, при  этом проговаривая один и тот же звук, сопровождая этот звук характерным жестом. Каждый раз при проведении игры жест и звук, должны быть одни и те же.

Например: А – укладываем куклу, матрешку, собачку спать. (при этом обязательно произносим слово СПИ.  У – собачка, кукла – ПЛАЧЕТ  УУУУ. У неё болит лапка, ручка, ножка…. . 

Или согласные звуки:

ВВВ – катаем машину – при этом закусываем нижнюю губу и произносим ВВВВВВВ – не забывая проговорить несколько раз  ЕДЕТ.  БИ-би ввввв – биби вввв.

Если вы повторяете несколько раз игру, то ребёнку будет не интересно играть с одной и той же машинкой. Приготовьте несколько машинок и по очереди их проигрывайте.

Б – вы можете взять несколько мячей не больших, поместить их в прозрачный контейнер, закрыть крышкой, которую ваш ребёнок без вас не откроет. Привлечь внимание ребёнка, потрясти, чтобы мячи там поперекатывались. Постучите по крышке ТУК-ТУК, откройте крышку, при этом, слегка надув щёки и стукнув кулачком по надутой щеке произнесите с выдохом Б.

Необходимо сказать, что при общении с ребёнком каждое действие  необходимо проговаривать. (давай будем пить чай. Даша что делает? Пьет чай. Как Даша пьет чай? Какой чай? Как мама пьет чай? И т.д.).

 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie